Елена Бережная: "Всему нужно в первую очередь учиться"

     До золотой медали на Олимпийских играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити Елена Бережная проехала на коньках, наверно, тысячи километров. Тренировки, показательные выступления, снова тренировки… Она покорила родной город Невинномысск, затем - Москву, а впоследствии всю Россию и Европу. Знаменитая фигуристка рассказала нашему корреспонденту о своём пути к успеху и отношении к образованию.

     - Елена, сколько вас было, когда вы впервые надели коньки?

     - Мама очень хотела, чтобы я занималась таким модным видом спорта, как фигурное катание, и привела меня на каток в пять лет. В секцию принимали практически всех обладателей коньков, которые в то время было сложно достать, и я начинала на коньках на три размера больше. Постепенно пришлось привыкать к занятиям в холодном, не отапливаемом здании ледового дворца, мама отводила меня в садик, а во время обеденного перерыва, совпадавшего с тихим часом, забирала на каток и вечером вместо песочницы - на тренировку.

     - Вы помните свои ощущения? Нравилось кататься?

     - Видимо, нравилось, поскольку, несмотря на постоянные падения, я снова и снова возвращалась на лёд.

     - А когда пришлось идти в школу, и вместо тихого часа начались домашние задания?

     - Я училась в спецклассе для детей, занимающихся фигурным катанием. Составленный для нас график уроков и тренировок позволял совмещать учёбу и спорт. В семь утра начиналась тренировка на льду, в девять часов - обычные уроки, затем в 15 часов - снова лёд, потом "продлёнка" с выполнением домашних заданий и в 19 часов - третья тренировка, после которой родители забирали нас домой. Когда стали постарше, начали выезжать на соревнования и сборы, и учиться стало сложнее. Директор школы, несмотря на наше отставание от школьной программы, благословлял на каждые соревнования. Нам приходилось брать с собой учебники, тетради и выполнять самостоятельно задания учителей. Я училась довольно легко, сложности возникали разве что с химией и физикой. Такой ритм выдерживали не все: в нашем классе из 30 фигуристов постепенно осталось несколько человек.

     - Как вы оказались в Москве?

     - В девятом классе меня отправили в столицу заниматься парным катанием, потому что параметры нашего льда не позволяли открыть такую секцию. В Москве я попала в ЦСКА, к тренеру Владимиру Захарову. Не могу сказать, что мне было легко. Совмещать школу с тренировками стало значительно сложней, тем более что не было рядом мамы, которая могла бы сделать, например, за меня чертёж, когда я спала над книжками. В школе ЦСКА учились пловцы, гимнасты, хоккеисты, футболисты и другие спортсмены. Перед стартом, чтоб набрать хорошую физическую форму, время и интенсивность тренировок обычно увеличивалось раза в два, и учителя снисходительно относились к отсутствию учеников на уроках по "уважительным причинам". Но мне нужно было сдавать выпускные экзамены, и я старалась не пропускать занятий. Между прочим, в аттестате по математике у меня стоит "отлично".

     - Списывать приходилось?

     - Единственное, чему я не научилась в школе, так это делать шпаргалки и списывать.

     - А с кого вы брали пример?

     - Абсолютно самостоятельная жизнь в юном возрасте порой приводит к плачевным последствиям. Но мне в этом плане повезло, потому что меня окружали хорошие люди. В нашей школе училась известная фигуристка Катя Гордеева, мой кумир. Именно благодаря ей, я решила перейти в парное фигурное катание.

     - В паре кататься сложнее?

     - В любом виде есть свои сложности. Для успешных выступлений партнёрам необходимо стать друзьями и научиться понимать друг друга.

     - В чём особенность подготовки фигуристов?

     - Фигурное катание - это не только лёд и коньки. Для развития скорости мы бегали на короткие дистанции, гибкости - занимались гимнастикой, для укрепления мышц - акробатикой… Для фигуриста важно такое качество, как выносливость, поэтому приходилось проходить десятки километров. Для развития прыгучести - сотни раз прыгать в длину с места и в высоту. На уроках танца у нас развивали лёгкость, красоту, изящество и выразительность движений, чувство ритма. Все эти качества необходимы в фигурном катании.

     - Вы помните, какой элемент на тренировках давался труднее всего?

     - Один из самых сложных элементов - "тройная подкрутка", когда мальчик подбрасывает вверх девочку, она крутится в воздухе и потом он её ловит. Вообще фигурное катание - опасный спорт. Спортсмену никогда нельзя себя распускать. Самое главное - сохранять физическую форму. Тогда тело помнит все движения, элементы. Для этого необходимо вести активный образ жизни даже во время отпуска; кататься на лошадях, плавать, а не лежать на пляже целыми днями. Незначительное увеличение веса может привести к травме.

     - Как вы оказались в петербургской школе фигурного катания?

     - У моего партнера возникли сложные отношения с московскими тренерами :x , и нами согласилась заняться Тамара Николаевна Москвина. Попав к ней в школу петербургского фигурного катания, я окунулась совсем в другой мир. Хореограф Александр Васильевич Матвеев научил нас не только красиво танцевать, но и понимать, что скрывается за тем или иным образом, характером. Для развития эстетического восприятия нас водили в Мариинский театр. В фигурном катании главное не столько сложность элементо и композиции, сколько красота и артистизм. Прошло немало времени, пока Александр Васильевич смог увидеть, как я осмысленно исполняю каждое движение и каждый жест.

     - Чем петербургская система подготовки фигуристов отличается от московской?

     - Московская школа более скоростная и напористая. Петербургская - более спокойная и гармоничная. Если столичные пары больше внимания уделяют технике фигурного катания, то петербургские - его художественному оформлению. Я прошла и ту, и другую - счёт, что называется, в мою пользу. Но сначала нам с Антоном Сихарулидзе, занимавшимся в петербургской школе фигурного катания, было довольно сложно совмещать выполнение некоторых элементов с разной техникой исполнения. Зато сегодня мы знаем и умеем гораздо больше.

     - Вы участвуете в создании сюжетов для выступлений?

     - Этим занимаются в основном хореографы. Например, мы работали с Александром Матвеевым и Игорем Бобриным. Задача фигуристов перенести идею хореографа на лёд и воплотить её в своём видении. Можно создать технически сложную композицию, но она не будет произведением искусства. А фигурное катание - это не только спорт, набор сложных движений, это, прежде всего, искусство.

     - А с тренерами везло?

     - К сожалению, в Невинномысск посылали на практику студентов-тренеров из разных городов, и они менялись как перчатки. Нас, фигуристов, просто перекидывали от одного к другому. Но мне повезло, одна из них - Нина Ивановна Ручкина, занимавшаяся со мной в группе одарённых детей - сыграла важную роль в моей спортивной жизни.

     - Как вы относитесь к Тамаре Николаевне Москвиной?

     - Она уникальный человек, обладающий способностью находить в спортсмене сильные стороны, раскрывать их. Помощь Тамары Николаевны выходила за пределы льда, и она являлась нашим учителем и после занятий, помогала решать многие вопросы, давала во всём советы. Она очень много для меня сделала. Она убедила нас, что на первом плане для человека всегда должно стоять состояние души и физическое здоровье. И если в этом плане всё в норме, то и результаты в спорте не заставят себя ждать.

     - Вы тренировались за рубежом, в частности в Америке. Как там обстоят дела с подготовкой фигуристов?

     - В Америке к спорту относятся,3 как к коммерческому предприятию, и фигурным катанием в этой стране занимаются преимущественно дети состоятельных родителей. С каждым ребёнком работает персональный тренер. Представьте, 10 детей и 10 тренеров на льду. К тому же в Америке на ледовых площадках самое лучшее время выделяется для тренировок хоккеистов, ведь хоккей приносит более солидную прибыль. Вот и получается, что в нашей стране фигурное катание доступнее. Дети катаются в группах и учатся не только у тренера, но и друг у друга. Кстати, российские пары с высоким уровнем подготовки на тренировках часто катаются вчетвером - чтобы быстрее расти.

     - Вы тренируетесь и выступаете в разных странах. На каких языках общаетесь с коллегами?

     - Когда мы стали выезжать на большие турниры, мне понадобился язык. В школе я учила испанский, который мне абсолютно ничем не мог помочь. За рубежом пользовалась английским разговорником, училась по ходу дела. Когда необходимо обратиться к кому-то, решить какой-то вопрос, то язык учится сам собой. Я даже учила латышский, когда выступала за сборную Латвии.

     - Почему вы стали выступать за сборную Латвии?

     - В 1994 году меня пригласили выступать за Латвию. В принципе, особого выбора у меня тогда не было. В Риге, на одной из тренировок перед чемпионатом Европы, я получила тяжёлую травму головы… После того как врачи разрешили, близкие перевезли меня в Санкт-Петербург, где я долгое время провела в больнице. Тогда казалось, что я никогда не смогу вернуться в фигурное катание…

     - Известны единичные случаи успешного возвращения в большой спорт после получения столь тяжёлых травм, как ваша.. Что помогло вам сделать это?

     - Одни врачи говорили мне, что на 90% я не смогу больше встать на коньки. Другие заверяли, что возвращение на лёд поможет быстрее восстановить речь и способность свободно двигаться. И я решила вернуться…

     - Как завоевание золотой медали на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити изменило вашу жизнь?

     -Многое изменилось. Действительно, победа на олимпиаде была огромной нашей удачей, с ней не могут сравниться никакие чемпионаты ни России, ни Европы, ни мира. Нас с Антоном стали узнавать.

     - В чём себе приходится отказывать человеку, который работает в большом спорте, и что олимпийская чемпионка может себе позволить?

     - Что такое большой спорт? Спортсмен закрывается буквально ото всех и живёт в своём маленьком мирке ради победы на олимпиаде: тренировка - дом, дом - тренировка, а в перерывах - примерки костюмов. Жизнь спортсмена жестока, он на 90% вынужден отказываться от нормальной человеческой жизни. Например, большой спорт и семья - вещи трудно совместимые. Если выпадает выходной, оказывается, что нет сил куда-то ехать, приглашать гостей. В большом спорте безумные нагрузки, колоссальные стрессы, и если ты хочешь добиться суперрезультата в парном катании, ты не имеешь права быть "слабым звеном". Что даёт победа в большом спорте? Опять-таки общение. Появляются хорошие знакомые, друзья с абсолютно разными интересами. А это всегда новые возможности.

     - Вы не только коньками владеете, но и машину водите. Где учились?

     - Однажды женщина, у которой я жила в Америке, посадила меня в свою машину, села рядом и сказала: езжай. Я и поехала. В Америке я получила права. Правила на английском языке со словарём я выучила за 5 дней и сдала экзамен, правда, со второго раза.

     - Вы планируете заняться тренерской деятельностью?

     - Пока я над этим не задумываюсь. Тренером я всегда могу стать, а пока у меня другие планы.

     - Вы - олимпийская чемпионка, звезда фигурного катания. Планируете ли вы свой капитал - имя - вложить в какое-либо перспективное дело?

     - Пока мне только сняться в рекламном ролике и поучаствовать в конкурсе соков одной известной марки. Возможно, в будущем я создам свой бизнес. Антон сейчас работает над открытием собственного ресторана. Чем бы я занялась? Меня привлекает мысль о создании бутика. Неважно, что я выберу, всему нужно в первую очередь учиться. Пока ты не разбираешься в какой-либо сфере, то работать в ней невозможно. Конечно, я могу повесить свой портрет перед входом в бутик и на этом заработать, но это неинтересно.

     - Что бы вы посоветовали родителям, которые планируют для своего ребёнка карьеру фигуриста?

     - Профессия спортсмена очень тяжёлая, а спортивную карьеру олимпийских чемпионов делают единицы. Пусть ребёнок занимается фигурным катанием, но его мама и папам необходимо осознавать, что всё, что кажется таким красивым со зрительской трибуны, требует огромных затрат. Ребёнок может научиться кататься, посвятить себя большому спорту, но пусть он не забывает о маленькой графе - образование. Я занимаюсь спортом на профессиональном уровне, общаюсь с разными интересными людьми. Вроде бы всё хорошо. В то же время я понимаю, как мне не хватает тех самых студенческих лет и как много мне надо и хочется ещё узнать. Я думаю, это касается не только меня, но и всех спортсменов, отдавших свою юность большому спорту.

     - Вы стараетесь как-то это восполнить?

     - В свободное время я с удовольствием Читаю, увлекаюсь классикой, например Достоевским, интересуюсь историей Петербурга и судьбами его знаменитых жителей, не равнодушна к живописи. А в дальнейшем очень надеюсь получить…высшее образование.

Чтобы посмотреть фотографии в большом формате, нажмите на них

Татьяна Тюкина
журнал "Study IN", №10, октябрь 2003г.

 

ГлавнаяО Лене и АнтонеФотоальбомСтатьи и сюжетыПоклонникиВидеоархив 
ГостеваяФорумCсылкиБлог

Хостинг от uCoz